- I. Даны отрывки из литературных произведений и иллюстрации.
- 1. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
- 2. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению
- 3. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению
- 4. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению
- 5. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению
- 6. Выберите четыре характеристики, присущие басне как жанру
- 7. Выберите из приведённых отрывков два, являющиеся фрагментами басен. Оценивается полностью верный ответ.
- 8. Даны отрывки из произведений и портреты авторов. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
- 9. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
- 10. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
- 11. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
- 12. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
- 13. Что объединяет эти произведения? «Барышня-крестьянка», «Маттео Фальконе», «Бежин луг»
- 14. Что объединяет этих писателей? В.А. Жуковский и Ф. Шиллер
- 15. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы
- 16. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении
I. Даны отрывки из литературных произведений и иллюстрации.
1. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, –
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.
Ответ – Рис 5 (Железная дорога)
2. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению
Голод в тот год ещё не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерна, овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, – тогда не придётся всё время думать о еде. Всё лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь ещё пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно.
Ответ – Рис 2 (Уроки французского)
3. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел,
Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь
Жизни своей и возврате в отчизну сопутников; тщетны
Были, однако, заботы, не спас он сопутников: сами
Гибель они на себя навлекли святотатством, безумцы,
Съевши быков Гелиоса, над нами ходящего бога, –
День возврата у них он похитил. Скажи же об этом
Что-нибудь нам, о Зевесова дочь, благосклонная Муза.
Ответ – Рис 1 (Одиссея)
4. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению
Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках очень немного денег. Он стал работать. Скоро в городских магазинах появились его игрушки – искусно сделанные маленькие модели лодок, катеров, однопалубных и двухпалубных парусников, крейсеров, пароходов – словом, того, что он близко знал, что, в силу характера работы, отчасти заменяло ему грохот портовой жизни и живописный труд плаваний.
Ответ – Рис 6 (Алые паруса)
5. Выберите иллюстрацию, которая соответствует данному произведению
Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. Облетел я чуть ли не весь свет. И география, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути.
Ответ – Рис 4 (Маленький принц)
6. Выберите четыре характеристики, присущие басне как жанру
- аллегоричность
- мораль
- наличие комического (смехового) начала
- исключительно поэтическая форма
- герои – всегда животные
- краткость
7. Выберите из приведённых отрывков два, являющиеся фрагментами басен. Оценивается полностью верный ответ.
«Довольно ль?» – «Нет ещё». – «Не треснула б». – «Не бойсь». –
«Смотри, ты Крезом стал». – «Ещё, ещё маленько:
Хоть горсточку прибрось». –
«Эй, полно! Посмотри, сума ползёт уж врозь». –
«Ещё щепоточку». Но тут кошель прорвался,
Рассыпалась казна и обратилась в прах,
Фортуна скрылася: одна сума в глазах,
И Нищий нищеньким по-прежнему остался. – Басня
Преосторожная, прехитрая Лисица,
Цыплят и кур ловить большая мастерица,
На старости своей так сделалась проста,
Что в западню попалась;
Вертелась всячески, туда-сюда металась,
И вырвалась кой-как, но только без хвоста.
Как в лес бесхвостой показаться?
Плутовка вздумала на хитрости подняться.
Взяв важный и степенный вид,
Идёт в пещеру, где сбиралися лисицы. – Басня
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До́ светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попёнок зовёт его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Плачет Киска в коридоре.
У неё большое горе:
Злые люди
Бедной Киске
Не дают
Украсть
Сосиски!
Слово царя твёрже сухаря.
Пошлёт на медведя – пойдёшь на медведя, а куда деваться – надо, Федя!
Или дичь и рыба – или меч и дыба.
Обошёл Федот сто лесов, сто болот, да всё зазря – ни куропатки, ни глухаря!
Устал, нет мочи, да и дело к ночи.
Хоть с пустой сумой, а пора домой.
Вдруг видит – птица, лесная голубица, сидит, не таится, ружья не боится…
8. Даны отрывки из произведений и портреты авторов. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
А) Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, неизвестные рассеянным нашим красавицам. Для барышни звон колокольчика есть уже приключение, поездка в ближний город полагается эпохою в жизни, и посещение гостя оставляет долгое, иногда и вечное воспоминание. Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями; но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность (individualité), без чего, по мнению Жан-Поля, не существует и человеческого величия.
Ответ: Рис 2 («Барышня-крестьянка» Александра Сергеевича Пушкина)
9. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
Б) Карась – рыба смирная и к идеализму склонная: недаром его монахи любят. Лежит он больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политической неблагонадёжности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей устраивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны.
Ответ: Рис 4 (М.Е. Салтыков-Щедрин. Карась-идеалист)
10. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
В) Раз, во время моего детства, няня, укладывая меня спать в рождественскую ночь, сказала, что у нас теперь на деревне очень многие не спят, а гадают, рядятся, ворожат и, между прочим, добывают себе «неразменный рубль». Она распространилась на тот счёт, что людям, которые пошли добывать неразменный рубль, теперь всех страшнее, потому что они должны лицом к лицу встретиться с дьяволом на далёком распутье и торговаться с ним за чёрную кошку; но зато их ждут и самые большие радости… Сколько можно накупить прекрасных вещей за беспереводный рубль! Что бы я наделал, если бы мне попался такой рубль! Мне тогда было всего лет восемь, но я уже побывал в своей жизни в Орле и в Кромах и знал некоторые превосходные произведения русского искусства, привозимые купцами к нашей приходской церкви на рождественскую ярмарку.
Ответ: Рис 5 («Неразменныйрубль», Николай Лесков)
11. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
Г) Однако, не успев отъехать несколько шагов от дома, он вдруг с ужасом вспомнил, что, в сущности, он не имеет права называть себя рыцарем и вступать в борьбу с настоящими рыцарями, так как ещё не посвящён в это благородное звание. Припомнил он и то, что если даже и будет посвящен, так должен ограничиваться употреблением одного «белого» оружия, то есть без девиза на щите, пока не отличится каким-нибудь особенным подвигом.
Ответ: Рис 6 («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Мигеля де Сервантеса)
12. Соотнесите отрывок из произведения и портрет автора этого произведения
Д) В начале августа жары часто стоят нестерпимые. В это время, от двенадцати до трёх часов, самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться и самая преданная собака начинает «чистить охотнику шпоры», то есть идёт за ним шагом, болезненно прищурив глаза и преувеличенно высунув язык, а в ответ на укоризны своего господина униженно виляет хвостом и выражает смущение на лице, но вперёд не подвигается. Именно в такой день случилось мне быть на охоте.
Ответ: Рис 1 (И. С. Тургенев. Записки охотника)
13. Что объединяет эти произведения? «Барышня-крестьянка», «Маттео Фальконе», «Бежин луг»
Выберите правильный ответ
- произведения русской литературы
- главные герои – крестьяне
- жанр (новелла, рассказ)
14. Что объединяет этих писателей? В.А. Жуковский и Ф. Шиллер
Выберите правильный ответ.
- сочиняли исторические драмы
- Жуковский переводил произведения Шиллера
- оба были знакомы с Пушкиным
15. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы
И. А. Бунин (1870–1953)
Детство
(1) Чем жарче день, тем сладостней в бору
(2) Дышать сухим смолистым ароматом,
(3) И весело мне было поутру
(4) Бродить по этим солнечным палатам!
(5) Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
(6) Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
(7) И чувствую: мне только десять лет,
(8) А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
(9) Кора груба, морщиниста, красна,
(10) Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
(11) И кажется, что пахнет не сосна,
(12) А зной и сухость солнечного света.
(1895)
Укажите стихотворный размер (одно слово)
Ответ: ямб
16. Укажите правильный вариант рифмовки в стихотворении
- кольцевая
- перекрёстная
- парная