- 1. Ситуация: Вы являетесь воспитателем младшей группы детского сада. В зимний период во время прогулки на свежем воздухе Вы решили организовать для детей увлекательную деятельность по лепке снежных фигур. Некоторые воспитанники с энтузиазмом присоединились к Вам, чтобы совместными усилиями создать большую снежную скульптуру, в то время как другие дети предпочли проявить самостоятельность и индивидуальность, вылепив свои собственные снежные изваяния.
- 2. Вы проводите наблюдение за атмосферными явлениями с группой детей в возрасте 5-6 лет. В процессе вашего объяснения о различных типах облаков – перистых, кучево-дождевых, кучевых и слоистых, Петя задает вопрос: “Почему облака не падают с неба, как дождь, и сколько они весят?” Начиная с этого момента, общение принимает новый оборот. Опишите характер дальнейшей беседы.
- 3. Ваши воспитанники день за днем приносят в группу различные игрушки, в том числе и пластмассовые пистолеты, ружья и т.д. Это приводит к проявлению агрессии в группе в процессе игровой деятельности. Вы проводите беседу с родителями и просите их не давать своим детям такие игрушки в детский сад. Родители Вас поддержали, однако ситуация не изменилась, и дети продолжили приносить с собой эти вещи. Что Вы предпримете? Выберите подходящий вариант Ваших действий.
- 4. Воспитатель детского дома обратилась за помощью к педагогу-психологу, сообщив о проблеме в ее группе, состоящей из восьми девочек-подростков в возрасте 14-16 лет. Она заметила, что одна из воспитанниц, Аня, 16 лет, исключена из общения со сверстницами. Девочки игнорируют Аню, не взаимодействуют с ней ни в школе, ни во время прогулок, не отвечают на ее вопросы и не обращают на нее внимание во время занятий. Они избегают любого физического контакта и агрессивно реагируют, если она прикасается к их вещам.
- 5. В стенах образовательного учреждения сложилась тревожная ситуация, вызывающая серьезную озабоченность педагогического коллектива. Учителя регулярно замечают группу учащихся 8 “В” класса, которые нарушают установленные правила и предаются вредной привычке курения на территории школьного двора. Классный руководитель исчерпал все возможные методы воздействия, многократно проводя разъяснительные беседы, однако подростки остаются безучастными к данным увещеваниям. Родители вовлеченных учеников, вместо конструктивного сотрудничества, возлагают всю ответственность на образовательное учреждение, обвиняя педагогов в недосмотре и упуская из виду собственную роль в воспитании детей. Несмотря на неоднократные вызовы провинившихся учеников к директору школы, положительной динамики не наблюдается.
- Выберите возможные пути решения проблемы.
- 6. В студенческую группу был переведен студент из другого университета. Группа славится своими высокими показателями по успеваемости и дисциплине, однако встречает нового студента с некоторой настороженностью. Ситуация усложняется тем, что в аудитории 24 студента, которые уже распределились по парам. Педагог, не учтя этого, предложил “новенькому” отдельный стол на заднем ряду, что пространственно отделило его от остальных. Группа не проявляет открытой враждебности к “новенькому”, но ведет себя так, будто его не существует. Как можно разрешить данную ситуацию?
- 7. Процесс становления человека как социального существа под воздействием совокупности факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних — называется формированием …
- 8. Деятельность учителя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся, оценке учебных достижений учащихся называется …
- 9. Группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время …
- 10. Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного управления образованием к …
- 12. Психологический метод исследования, рассматривающий отдельные механизмы поведения в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов, называется …
- 13. Установите соответствие между понятиями и определениями
- 14. Психический процесс, сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, имеющем личностную или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других, называется …
- 15. Организация речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы, называется …
1. Ситуация: Вы являетесь воспитателем младшей группы детского сада. В зимний период во время прогулки на свежем воздухе Вы решили организовать для детей увлекательную деятельность по лепке снежных фигур. Некоторые воспитанники с энтузиазмом присоединились к Вам, чтобы совместными усилиями создать большую снежную скульптуру, в то время как другие дети предпочли проявить самостоятельность и индивидуальность, вылепив свои собственные снежные изваяния.
Одна из воспитанниц, Оля, во время этого творческого процесса стремилась любыми способами привлечь к себе внимание остальных детей. Она постоянно хвасталась своим снеговиком, восклицая: “Посмотрите, мой снеговик самый красивый!”, “Видите, какие у него замечательные глаза и пуговки?”, “Я сделала его гораздо лучше, чем все вы вместе взятые!” и тому подобное.
После завершения лепки снежных фигур большинство детей переключились на другие зимние забавы, такие как игра в снежки или догонялки. Однако Оля продолжала усердно трудиться над своим снеговиком, стараясь привлечь к нему всеобщее внимание, а также настаивала на том, чтобы забрать свое снежное творение с собой в группу.
Ваша задача – предложить оптимальный вариант решения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
- Снеговик Оли – это стандартная снежная фигура, в которой нет ничего уникального. Даже если бы он был небольшим, Вы бы его не поставили в группу. Следует переключить внимание Оли на другую деятельность.
- Следует похвалить Олю за ее труд и усердие. После чего объяснить ей, что снеговик растает в помещении, а этого не хотелось бы допустить. Впоследствии с детьми провести опыт со снегом и водой.
- Вы положительно реагируете на креатив Ольги. И просите ее подумать о последствиях такого решения – отнести снеговика в группу. «Что произойдет со снежной фигурой в теплом помещении?». К данному вопросу вы привлекаете и остальных детей группы.
2. Вы проводите наблюдение за атмосферными явлениями с группой детей в возрасте 5-6 лет. В процессе вашего объяснения о различных типах облаков – перистых, кучево-дождевых, кучевых и слоистых, Петя задает вопрос: “Почему облака не падают с неба, как дождь, и сколько они весят?” Начиная с этого момента, общение принимает новый оборот.
Опишите характер дальнейшей беседы.
- Чтобы ответить на вопрос Пети, вы просите помощи у всей группы. Вместе вы заглядываете в энциклопедии, справочную литературу и другие источники информации. Возможно данный вопрос побудит группу провести эксперимент.
- Вопрос Пети не является проблемным. Вы ответите, что облака легче воздуха, поэтому и не падают на землю.
- Вопрос достаточно интересный и сложный. Вы не можете сразу ответить на него. Однако, говорите, что вернетесь к этому вопросу позже, чтобы представить верный ответ на вопрос Пети.
3. Ваши воспитанники день за днем приносят в группу различные игрушки, в том числе и пластмассовые пистолеты, ружья и т.д. Это приводит к проявлению агрессии в группе в процессе игровой деятельности. Вы проводите беседу с родителями и просите их не давать своим детям такие игрушки в детский сад. Родители Вас поддержали, однако ситуация не изменилась, и дети продолжили приносить с собой эти вещи. Что Вы предпримете? Выберите подходящий вариант Ваших действий.
- Проявите жесткую позицию. Проведете повторный разговор с родителями.
- Кроме общения с родителями, Вы проведете активный диалог с детьми. Педагогу важно понять, чем тот или иной предмет привлек ребенка.
- Следует просить детей убирать подобные игрушки в личный шкаф до прихода родителей.
4. Воспитатель детского дома обратилась за помощью к педагогу-психологу, сообщив о проблеме в ее группе, состоящей из восьми девочек-подростков в возрасте 14-16 лет. Она заметила, что одна из воспитанниц, Аня, 16 лет, исключена из общения со сверстницами. Девочки игнорируют Аню, не взаимодействуют с ней ни в школе, ни во время прогулок, не отвечают на ее вопросы и не обращают на нее внимание во время занятий. Они избегают любого физического контакта и агрессивно реагируют, если она прикасается к их вещам.
Воспитатель пыталась выяснить причину этого поведения, однако никто из девочек не хотел говорить об этом. В конечном итоге одна из девочек заявила, что они избегают Аню, потому что считают ее зараженной (заразной), и не хотят заразиться, так как она, якобы, болеет ВИЧ. Воспитатель попыталась объяснить, что Маша не может быть больной, иначе медики не допустили бы ее в группу, но ее слова не были услышаны, и ситуация только ухудшалась.
Какой алгоритм работы возможен дальше?
- Игнорировать проблему и надеяться, что она решится сама собой со временем.
- Попросить Аню изменить свое поведение, чтобы вызвать более позитивную реакцию со стороны сверстниц.
- Собрать группу (7 девочек без Ани) и открыто сообщить, что у Ани никакой болезни нет. Провести беседу с лидером (или с лидерами) группы, чтобы они общались с Аней, следили за ней, оказывали бы ей помощь, поддержку. Показать, что Аня уважаема и почитаема воспитателями и учителями, чтобы воспитанницы также с уважением к ней относились.
5. В стенах образовательного учреждения сложилась тревожная ситуация, вызывающая серьезную озабоченность педагогического коллектива. Учителя регулярно замечают группу учащихся 8 “В” класса, которые нарушают установленные правила и предаются вредной привычке курения на территории школьного двора. Классный руководитель исчерпал все возможные методы воздействия, многократно проводя разъяснительные беседы, однако подростки остаются безучастными к данным увещеваниям.
Родители вовлеченных учеников, вместо конструктивного сотрудничества, возлагают всю ответственность на образовательное учреждение, обвиняя педагогов в недосмотре и упуская из виду собственную роль в воспитании детей. Несмотря на неоднократные вызовы провинившихся учеников к директору школы, положительной динамики не наблюдается.
Выберите возможные пути решения проблемы.
- Введение жестких мер дисциплины и наказаний в отношении учеников, уличенных в курении или употреблении наркотиков
- Сотрудничество с правоохранительными органами для предотвращения употребления наркотиков на территории школы. Это может включать проведение информационных брифингов о последствиях употребления наркотиков и совместные действия по обеспечению безопасности в школьной среде
- Введение штрафов за курение учениками
- Введение образовательных программ и мероприятий о вреде курения и наркотиков для учеников (классные часы, конференции, игры, спектакли и т.д.)
- Отправка учеников, подозреваемых в употреблении табака и наркотиков, немедленно в полицию
6. В студенческую группу был переведен студент из другого университета. Группа славится своими высокими показателями по успеваемости и дисциплине, однако встречает нового студента с некоторой настороженностью. Ситуация усложняется тем, что в аудитории 24 студента, которые уже распределились по парам. Педагог, не учтя этого, предложил “новенькому” отдельный стол на заднем ряду, что пространственно отделило его от остальных. Группа не проявляет открытой враждебности к “новенькому”, но ведет себя так, будто его не существует.
Как можно разрешить данную ситуацию?
- Педагог должен активно вмешиваться в ситуацию, обеспечивая позитивное взаимодействие между студентами. Важно рассмотреть причины настороженности группы к новому студенту и помочь им преодолеть это чувство.
- Педагогу следует игнорировать проблему, давая студентам возможность самостоятельно разрешить конфликт. Это поможет им научиться справляться с подобными ситуациями в будущем.
- Педагог должен сфокусироваться на включении нового студента в коллектив, организуя совместные мероприятия или проекты, которые способствуют объединению группы и сближению студентов.
- Педагогу следует предложить новому студенту самостоятельно выбрать свое место в аудитории, чтобы избежать ощущения его изоляции. Это поможет создать атмосферу взаимопонимания и интеграции в группу.
7. Процесс становления человека как социального существа под воздействием совокупности факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних — называется формированием …
- индивида
- воображения
- личности
- мышления
8. Деятельность учителя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся, оценке учебных достижений учащихся называется …
- преподаванием
- воспитанием
- учением
- экспериментом
9. Группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время …
- команда
- группа-конгломерат
- кросс-группа
- первичный коллектив
10. Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного управления образованием к …
- общественному
- самоуправлению
- государственно-общественному
- муниципальному
12. Психологический метод исследования, рассматривающий отдельные механизмы поведения в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов, называется …
- лонгитюдным
- организационным
- сравнительным
- генетическим
13. Установите соответствие между понятиями и определениями
- учебное творчество – разновидность учебной деятельности обучающихся, в основе которой лежит использование новых способов и средств, приводящих к значимым результатам в профессиональной подготовке
- педагогическое творчество – индивидуально-своеобразный процесс теоретической и практической педагогической деятельности, направленной на поиск и осуществление новых, оригинальных решений педагогических задач, способствующих повышению эффективности и качества профессиональной подготовки обучающихся
- творчество – вид деятельности, направленной на разрешение противоречия(й) или решение задач, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью
14. Психический процесс, сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, имеющем личностную или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других, называется …
- вниманием
- ощущением
- восприятием
- памятью
15. Организация речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы, называется …
- культурой речи учителя
- культурой педагогического общения
- риторикой учителя
- коммуникативным поведением учителя