- «СМС тысячелетней давности» Так обычно начинаются приключенческие фильмы. Представьте вырытый котлован прямо напротив Новгородского кремля – Детинца. Десятки людей усердно копают лопатами. Кто-то водит металлоискателем. Кто-то, взяв в руки срезанный слой земли, тщательно перебирает его. И вот – о чудо! – сквозь слой земли и толщу веков в руках оказывается свёрнутый рулончик – берестяная грамота. Небольшой кусочек берёзовой коры, внутренняя сторона которой испещрена словно бы иероглифами – чередой знаков и засечек: пробелы между словами появились в русском языке не раньше XVI-XVIII веков, а до этого – сплошной смысловой частокол. Такими посланиями, очень похожими на современные эсэмэски, обменивались жители Древней Руси, причём самые ранние датируются началом XI века, а самые поздние – XV веком. Находят их прямо в земле, как правило, свёрнутыми в свиток. Развернёшь его – и словно переносишься на сотни лет назад. Встречается и деловая переписка, и короткие указания членам семьи. Первые берестяные грамоты, которые нашли в Новгороде, содержали приказ купить корову и «немецкую соль»; просьбу привезти медвежьи шкуры; жалобу на то, что кони потоптали пшеницу; древнерусские загадки; плач, что соседи отняли скошенное сено; просьбу к жене прислать забытую рубашку; детские рисунки.
- Задание 1/10 Прочитайте текст «СМС тысячелетней давности». Запишите свой ответ на вопрос. Объясните своими словами, что такое берестяная грамота. В своём объяснении укажите не менее двух существенных признаков.
- Задание 2/10. Воспользуйтесь текстом «СМС тысячелетней давности». Запишите свой ответ на вопрос. Почему текст о берестяных грамотах называется «СМС тысячелетней давности»? Объясните смысл названия текста.
- Задание 3/10. Воспользуйтесь текстом «СМС тысячелетней давности». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. С каким утверждением не был согласен А. В. Арциховский? Отметьте один верный вариант ответа.
- Задание 4/10. Прочитайте текст «Из интервью с учёными-археологами Российской академии наук». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Какое предложение помогает понять, в чём главная ценность берестяных грамот для историков всего мира? Отметьте один верный вариант ответа.
- Задание 5/10. Воспользуйтесь текстом «Из интервью с учёными-археологами Российской академии наук». Для ответа на вопрос отметьте в таблице нужные варианты ответа. Верны ли приведённые ниже утверждения? Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.
- Задание 6/10. Воспользуйтесь текстами «СМС тысячелетней давности» и «Из интервью с учёными-археологами Российской академии наук». Для ответа на вопрос используйте метод «Перетащить и оставить». Соотнесите даты и события.
- Задание 7/10. Прочитайте текст «Общие сведения о берестяных грамотах». Отметьте в таблице нужные варианты ответа. Определите, есть ли в тексте информация, приведённая в таблице. Отметьте «Есть» или «Нет» для каждого вопроса.
- Задание 8/10. Воспользуйтесь текстом «Общие сведения о берестяных грамотах» и картой. Запишите свои ответы на вопросы. Сопоставьте сведения о берестяных грамотах: сравните информацию из текста с информацией, представленной на карте.
- Задание 9/10. Воспользуйтесь текстами «СМС тысячелетней давности», «Из интервью с учёными-археологами Российской академии наук» и «Общие сведения о берестяных грамотах». Как берестяные грамоты помогают опровергать представление о всеобщем невежестве населения Древней Руси? Приведите два примера.
- Задание 10/10. Воспользуйтесь текстами «СМС тысячелетней давности», «Из интервью с учёными-археологами Российской Академии наук» и «Общие сведения о берестяных грамотах». Запишите свой ответ на вопрос. Предположите, по какой причине в Москве было найдено немного берестяных грамот. Объясните своё мнение.
«СМС тысячелетней давности»
Так обычно начинаются приключенческие фильмы. Представьте вырытый котлован прямо напротив Новгородского кремля – Детинца. Десятки людей усердно копают лопатами. Кто-то водит металлоискателем. Кто-то, взяв в руки срезанный слой земли, тщательно перебирает его. И вот – о чудо! – сквозь слой земли и толщу веков в руках оказывается свёрнутый рулончик – берестяная грамота. Небольшой кусочек берёзовой коры, внутренняя сторона которой испещрена словно бы иероглифами – чередой знаков и засечек: пробелы между словами появились в русском языке не раньше XVI-XVIII веков, а до этого – сплошной смысловой частокол. Такими посланиями, очень похожими на современные эсэмэски, обменивались жители Древней Руси, причём самые ранние датируются началом XI века, а самые поздние – XV веком. Находят их прямо в земле, как правило, свёрнутыми в свиток. Развернёшь его – и словно переносишься на сотни лет назад. Встречается и деловая переписка, и короткие указания членам семьи. Первые берестяные грамоты, которые нашли в Новгороде, содержали приказ купить корову и «немецкую соль»; просьбу привезти медвежьи шкуры; жалобу на то, что кони потоптали пшеницу; древнерусские загадки; плач, что соседи отняли скошенное сено; просьбу к жене прислать забытую рубашку; детские рисунки.
Из берестяных грамот нам стало известно о бытовых привычках древних новгородцев, об их одежде, ремёслах, рационе питания. Скажем, в одной из грамот (датирована примерно 1120 годом) впервые во всём славянском мире упоминается колбаса.
Кстати, учёные находят много личных писем, написанных женщинами сыновьям или мужьям. Это поначалу казалось невероятным, потому что совершенно противоречило представлениям о тотальном невежестве населения Древней Руси. Женщины здесь не только обучались грамоте с детства, но и имели весомое положение в обществе. Судя по грамотам, они могли заключать договоры, выступать в судах по финансовым вопросам, вести торговлю. Грамоты, написанные одним человеком или членами одной семьи, уникальны прежде всего тем, что по ним можно проследить словесные привычки людей, а значит, более достоверно воссоздать ушедший мир.
Сегодня историки уверены в том, что береста служила письменным материалом на Руси до появления пергамента и бумаги. Традиционно берестяные грамоты относят к периоду XI-XV веков, однако известный историк и археолог Артемий Владимирович Арциховский и многие из или иначе, находка в 1951 году первой берестяной грамоты и последующие открытия перевернули взгляд современных учёных на Древнюю Русь и позволили взглянуть на неё изнутри.
Задание 1/10 Прочитайте текст «СМС тысячелетней давности». Запишите свой ответ на вопрос. Объясните своими словами, что такое берестяная грамота. В своём объяснении укажите не менее двух существенных признаков.
- извлечённый из земли свёрнутый рулончик / небольшой кусочек свёрнутой берёзовой коры;
- с процарапанным на внутренней стороне текстом (деловой текст или семейная переписка людей Древней Руси);
- на древнерусском языке, в котором слова не разделены пробелами.
Задание 2/10. Воспользуйтесь текстом «СМС тысячелетней давности». Запишите свой ответ на вопрос. Почему текст о берестяных грамотах называется «СМС тысячелетней давности»? Объясните смысл названия текста.
Ответ: У берестяных грамот была та же цель, что и у СМС-сообщений – деловое или частное общение между людьми, переписка. Кроме того, как и СМС-сообщения в берестяных грамотах имеет место краткость / лаконичность текста. На «тысячелетнюю давность» указывает тот факт, что написаны они древнерусском языке.
Задание 3/10. Воспользуйтесь текстом «СМС тысячелетней давности». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. С каким утверждением не был согласен А. В. Арциховский? Отметьте один верный вариант ответа.
- Пробелы между словами появились в русском языке не раньше XVI-XVIII веков.
- Самая поздняя грамота относится к XV веку.
- Первые берестяные грамоты начали писать в XI веке.
- Знаки и засечки на внутренней стороне грамоты похожи на иероглифы.
Задание 4/10. Прочитайте текст «Из интервью с учёными-археологами Российской академии наук». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Какое предложение помогает понять, в чём главная ценность берестяных грамот для историков всего мира? Отметьте один верный вариант ответа.
- Берестяные грамоты смотрятся так, словно их только что написали.
- Учёные уже обнаружили свыше полутора тысяч археологических находок.
- Берестяные грамоты знакомят с повседневной жизнью людей Древней Руси.
- Находят их прямо в земле, как правило, свёрнутыми в свиток.
Задание 5/10. Воспользуйтесь текстом «Из интервью с учёными-археологами Российской академии наук». Для ответа на вопрос отметьте в таблице нужные варианты ответа. Верны ли приведённые ниже утверждения? Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.
- Климат в Новгороде позволил сохранить множество грамот в первозданном виде. – Верно
- Во время раскопок на Софийской набережной Великого Новгорода были извлечены из земли только берестяные грамоты. – Неверно
- Влажный слой земли позволил идеально сохранить бересту, которая является хрупким материалом. – Верно
- В Москве, недалеко от Красной площади, найдена самая короткая берестяная грамота – Верно
- Глина и суглинок не пропускают воду, под ними создаётся пространство, куда не попадает воздух, поэтому береста в этом пространстве хорошо сохраняется. – Верно
Задание 6/10. Воспользуйтесь текстами «СМС тысячелетней давности» и «Из интервью с учёными-археологами Российской академии наук». Для ответа на вопрос используйте метод «Перетащить и оставить». Соотнесите даты и события.
- 1120 год – Написана грамота с упоминанием известного продукта
- 1930 годов – Начало раскопок археологов в Новгороде
- 1951 год – Найдена первая берестяная грамота
- 2007 год – В Москве найдена берестяная грамота
Задание 7/10. Прочитайте текст «Общие сведения о берестяных грамотах». Отметьте в таблице нужные варианты ответа. Определите, есть ли в тексте информация, приведённая в таблице. Отметьте «Есть» или «Нет» для каждого вопроса.
- В каких городах были найдены берестяные грамоты? – ЕСТЬ
- Сколько всего сохранилось грамот на территории России к концу 2021 года? – НЕТ
- В каком городе обнаружено больше всего берестяных грамот? – ЕСТЬ
- Какова длина берестяных грамот? – НЕТ
- Кто является автором представленного материала? – ЕСТЬ
Задание 8/10. Воспользуйтесь текстом «Общие сведения о берестяных грамотах» и картой. Запишите свои ответы на вопросы. Сопоставьте сведения о берестяных грамотах: сравните информацию из текста с информацией, представленной на карте.
Задание 9/10. Воспользуйтесь текстами «СМС тысячелетней давности», «Из интервью с учёными-археологами Российской академии наук» и «Общие сведения о берестяных грамотах». Как берестяные грамоты помогают опровергать представление о всеобщем невежестве населения Древней Руси? Приведите два примера.
- Содержание грамот указывает на то, что очень многие жители были грамотными. / Такими посланиями, очень похожими на современные эсэмэски, обменивались почти все жители Древней Руси.
- Содержание грамот указывает на то, что активно развивалась торговля, общение людей. / Встречается и деловая переписка, и короткие указания членам семьи.
- Находят много личных писем, написанных женщинами сыновьям или мужьям. / Женщины в Древней Руси не только обучались грамоте с детства, но и имели весомое положение в обществе. / Судя по грамотам, они могли заключать договоры, выступать в судах по финансовым вопросам, вести торговлю.