- Язык вражды и язык мира
- Вопрос 1. Прочитайте текст «Язык вражды и язык мира», расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. Какие два признака являются общими для всех проявлений речевой агрессии?
- Вопрос 2. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Для ответа на вопрос выделите в тексте нужный фрагмент. В тексте говорится, что на «языке вражды» к собеседнику обращаются не как к конкретному человеку, а как к представителю чужеродной группы. Выделите одну такую реплику в описании случая в автобусе.
- Вопрос 3. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ. Софья и Алия поспорили о том, зачем автор статьи описал историю в автобусе. Софья уверена: автор таким образом даёт понять, что ругань можно оправдать в некоторых случаях, например, когда человек устал. Алия считает, что у автора совершенно другая цель. Кто из них прав?
- Вопрос 4. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. Благодаря каким действиям мамы девочки возник «мост, соединивший людей» в автобусе?
- Вопрос 5. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Для ответа на вопрос выделите в тексте нужный фрагмент. Почему юмор препятствует агрессии? Выделите в тексте одно предложение, которое содержит ответ на вопрос.
- Вопрос 6. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Для чего некоторые выражения в тексте выделены жирным шрифтом?
- Вопрос 7. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос. В каком случае можно считать, что человек прошёл «экзамен на саморегуляцию и мудрость», о котором говорится в последнем предложении текста?
- Вопрос 8. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос в виде числа, затем отметьте нужные варианты ответа.
- А. Прочитайте данное ниже объявление, которое появилось в подъезде многоквартирного дома. Выпишите номера двух предложений, которые содержат проявления речевой агрессии.
- Б. Какие два предложения можно использовать для замены предложений, выражающих речевую агрессию, чтобы получилось объявление, написанное на «языке мира»?
Язык вражды и язык мира
Язык вражды и язык мира Угрозы, высмеивание, грубость, «разговор на повышенных тонах», любое другое выражение неприязни, оскорбляющее достоинство других, – это речевая агрессия. Сегодня она переполнила и реальное, и виртуальное общение.
Что можно этому противопоставить? Вот одна история.
Двое парней в автобусе ругаются на весь салон. Со всех сторон доносится цыканье: «Прекратите, слушать тошно!», «Вокруг женщины и дети – имейте же совесть!», «Молодёжь совесть потеряла!» Парни отругиваются ещё громче.
На остановке заходят женщина с девочкой лет пяти. Девочка прислушивается и поднимает глаза на мать: «Мам, а ты чего молчишь? Смотри, какие дяденьки плохие!» Женщина как-то отрешённо, но довольно громко отвечает: «Знаешь, может, и не такие они плохие – просто устали». В салоне повисает секундная пауза – и один из молодых людей рычит на выдохе: «Как я уста-а-ал!» Автобус взрывается хохотом, смеются и сами парни. Грозовая туча скандала рассеивается: пассажиры отвлекаются на свои дела, парни ругаются тише, а потом и вовсе замолкают…
Не было никаких специальных приёмов, но агрессия угасла, потому что вместо изолирующей защитной крепости был построен мост, соединивший людей.
Это одна из стратегий «языка мира». В отличие от «языка вражды», в его основе лежит отношение к собеседнику не как к представителю некой чужеродной группы, а как к конкретному человеку и установка на конструктивное взаимодействие с ним.
Все знают: случайная перепалка легко превращает близких во врагов. Защитой может стать так называемый структурированный диалог, использующийся, например, в международных переговорах. Его главные элементы: озвучивание целей общения, аргументированное изложение позиций и выработка общего понимания проблемы.
Агрессию практически всегда снижает попытка понять чувства и мысли собеседника и их безоценочная фиксация («для вас важно…»); выход из Читательская грамотность (7 класс) стр. 2 из 16 неуправляемой беседы («поговорим, когда эмоции улягутся»); просьба вместо требования; аргументы; речевой этикет и, наконец, юмор.
«Человек смеётся, чтобы не плакать», – гласит арабская пословица. Удачная шутка рождает эмоциональную солидарность. Конечно, если это не насмешка. Наступившему на
ногу в автобусе можно выпалить в лицо «прёшь, как танк!», а можно пошутить: «Нога, на которой вы стоите, – моя…»
Провокация, дискредитация и угрозы – это всегда экзамен на саморегуляцию и мудрость.
В статье использованы материалы книги Юлии Щербининой «Речевая защита. Учимся управлять агрессией» и сайта https://psychologies.ru
Вопрос 1. Прочитайте текст «Язык вражды и язык мира», расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. Какие два признака являются общими для всех проявлений речевой агрессии?
Отметьте два верных варианта ответа.
- угрозы
- высмеивание
- грубость
- «разговор на повышенных тонах»
- выражение неприязни
- оскорбление достоинства других
Вопрос 2. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Для ответа на вопрос выделите в тексте нужный фрагмент. В тексте говорится, что на «языке вражды» к собеседнику обращаются не как к конкретному человеку, а как к представителю чужеродной группы. Выделите одну такую реплику в описании случая в автобусе.
Ответ: «Молодёжь совесть потеряла!»
Вопрос 3. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ. Софья и Алия поспорили о том, зачем автор статьи описал историю в автобусе. Софья уверена: автор таким образом даёт понять, что ругань можно оправдать в некоторых случаях, например, когда человек устал. Алия считает, что у автора совершенно другая цель. Кто из них прав?
- Права Софья
- Права Алия
Автор рассказывает о том, что если понять внутреннее состояние оппонента, то так можно погасить агрессию с его стороны и выйти из конфликта.
Вопрос 4. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа. Благодаря каким действиям мамы девочки возник «мост, соединивший людей» в автобусе?
Отметьте все верные варианты ответа.
- аргументирование своей позиции
- озвучивание целей общения в конфликтной ситуации
- попытка понять чувства и мысли других
- юмор
- фиксация чужого состояния без оценок
Вопрос 5. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Для ответа на вопрос выделите в тексте нужный фрагмент. Почему юмор препятствует агрессии? Выделите в тексте одно предложение, которое содержит ответ на вопрос.
Выделите предложение в тексте, расположенном справа. Для этого щёлкните по нужному предложению левой кнопкой мыши. Чтобы отменить выделение, щёлкните по выбранному предложению ещё раз.
Ответ: Удачная шутка рождает эмоциональную солидарность.
Вопрос 6. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Для чего некоторые выражения в тексте выделены жирным шрифтом?
Отметьте один верный вариант ответа.
- чтобы читатель изучил термины по теме «Речевая агрессия»
- чтобы читатель обратил внимание на основные приёмы «языка мира»
- чтобы читатель научился различать «язык мира» и «язык вражды»
- чтобы читатель понял, из каких элементов состоит структурированный диалог
Вопрос 7. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос. В каком случае можно считать, что человек прошёл «экзамен на саморегуляцию и мудрость», о котором говорится в последнем предложении текста?
Запишите свой ответ
Ответ: В том случае, если человек не ответил на агрессию, и соответственно не перешел на язык вражды.
Вопрос 8. Воспользуйтесь текстом «Язык вражды и язык мира», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос в виде числа, затем отметьте нужные варианты ответа.
А. Прочитайте данное ниже объявление, которое появилось в подъезде многоквартирного дома. Выпишите номера двух предложений, которые содержат проявления речевой агрессии.
- Неизвестный сосед!
- Очень просим брякать по клавишам только в будние дни, не раньше 8 утра и не позже 8 вечера.
- Ничего не имеем против музыки.
- Но клавишные явно не для Вас – может, перейдёте на рисование?
- Домой мы приходим отдыхать.
- Надеемся на понимание, соседи с 3 по 7 этаж
Запишите свой ответ в виде числа. Для этого впишите номера выбранных предложений по порядку без пробела.
Ответ: 2, 4
Б. Какие два предложения можно использовать для замены предложений, выражающих речевую агрессию, чтобы получилось объявление, написанное на «языке мира»?
Неизвестный сосед!
Очень просим брякать по клавишам только в будние дни, не раньше 8 утра и не позже 8 вечера. Ничего не имеем против музыки. Но клавишные явно не для Вас – может, перейдёте на рисование? Домой мы приходим отдыхать. Надеемся на понимание, соседи с 3 по 7 этаж
Отметьте все верные варианты ответа.
- Пожалейте наши уши!
- Музыкантом без репетиций не становятся, но соседи – тоже люди.
- Напоминаем: по решению горсовета с 20.00 до 8.00 и в воскресенье должен соблюдаться «режим тишины».
- В противном случае пригласим на Ваш концерт участкового.
- Вы своим «исполнением» доводите людей до инфаркта.