- Задание 1. Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива).
- Задание 2. Слово (2) Дитя (сущ. ср. р., 4 буквы; корневой согласный не такой, как в слове (1))
- Задание 3. Слово (3) Соцветие на оси или уже такой плод (сущ. м. р., 7 букв, в историческом корне такой же согласный, как и в слове (2))
- Задание 4. Слово (4) Существующий с незапамятных времён, извечный
- Задание 5. Слово (5) Таким может быть период, этап, образование, школа
- Задание 6. Слово (6) Тот, кто побуждал других что-то сделать или сам это первый сделал (обычно неблаговидное) (сущ. м. р. с суффиксом деятеля, 8 букв)
- Задание 7. Выберите исходное слово из текста
- Задание 8. Расшифруйте, что обозначают 1 и 2 в таблице лингвиста.
- Задание 9. Расшифруйте, что обозначают Н и П в таблице лингвиста.
- Задание 10. Какое предложение получило обозначение 1Н?
- Задание 11. Какие предложения получили обозначение 2Н?
- Задание 12. Какой фонетический процесс отражён в написании «сапаги»?
- Задание 13. Какой фонетический процесс отражён в написании «невѣске»?
Прочитайте текст, выполните задания к нему
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
А.С. Пушкин «Осень». Отрывок
Задание 1. Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива).
Слово (1) Оправданный, обоснованный, объективно существующий (двухкорневое прилагательное)
Ответ: закономерный
Задание 2. Слово (2) Дитя (сущ. ср. р., 4 буквы; корневой согласный не такой, как в слове (1))
Ответ: чадо
Задание 3. Слово (3) Соцветие на оси или уже такой плод (сущ. м. р., 7 букв, в историческом корне такой же согласный, как и в слове (2))
Ответ: початок
Задание 4. Слово (4) Существующий с незапамятных времён, извечный
Ответ: исконный
Задание 5. Слово (5) Таким может быть период, этап, образование, школа
Ответ: начальный
Задание 6. Слово (6) Тот, кто побуждал других что-то сделать или сам это первый сделал (обычно неблаговидное) (сущ. м. р. с суффиксом деятеля, 8 букв)
Ответ: зачинщик
Задание 7. Выберите исходное слово из текста
воображеньем
пробуждается
стесняется
излиться
наконец
незримый
знакомцы
плоды
Ответ: наконец
Прочитайте текст и выполните задания
Один лингвист решил записывать определённые данные о предложениях из текста.
В результате у него получилось следующее:
- комбинация 2Н встретилась 2 раза.
- комбинация 1П встретилась 4 раза;
- комбинация 2П встретилась 3 раза;
- комбинация 1Н встретилась 1 раз;
(1) Вечереет. (2) Сегодня раньше, чем вчера. (3) За окном зажигаются фонари, отбрасывая мягкий свет на мокрый асфальт. (4) На улицах суетятся, укрываются от накрапывающего дождя под зонтами. (5) Холодно. (6) Слева и справа – огоньки в домах. (7) Кто-то ждёт. (8) Наверное, готовит вкусный ужин. (9) В кафе играет тихая музыка, создавая атмосферу спокойствия и расслабленности. (10) Хочется зайти домой, согреться, выпить чашку горячего кофе и забыть о суете и проблемах.
Задание 8. Расшифруйте, что обозначают 1 и 2 в таблице лингвиста.
Задание 9. Расшифруйте, что обозначают Н и П в таблице лингвиста.
Задание 10. Какое предложение получило обозначение 1Н?
Ответ: 2
Задание 11. Какие предложения получили обозначение 2Н?
Ответ: 6,8

Прочитайте текст и выполните задания.

Задание 12. Какой фонетический процесс отражён в написании «сапаги»?
мена звуков
ассимиляция по звонкости
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
упрощение группы согласных
редукция гласных
оглушение согласных на конце
Ответ: мена звуков
Задание 13. Какой фонетический процесс отражён в написании «невѣске»?
мена звуков
ассимиляция по звонкости
ассимиляция по глухости
диссимиляция по мягкости
упрощение группы согласных
редукция гласных
оглушение согласных на конце
Ответ: диссимиляция по мягкости
Задание 14. Что обозначают слова «камчато», «тафтяно», «изуфрено», «зенденинное», «сукняное», «сермяжно»?
Виды верхней одежды
Типы ситуаций, в которых используется та или иная одежда
Способы выкройки
Виды ткани, материала
Ответ: Виды ткани, материала
Задание 15. Какому слову исторически родственно слово «платно»?
полотно
(царские) палаты
план
планка
Ответ: полотно
