- 1. Перед вами портреты известных русских литературных деятелей. Догадайтесь, кто на них изображен, и расположите их на хронологической линейке «по старшинству» (от старшего к младшему).
- 3. Произведение одного известного автора попало в «облако слов» и превратилось в набор отдельных слов и словосочетаний, ключевых для этого текста. Определите, что это за произведение, и найдите автора, который его написал.
- 4. В поэзии существует интересное явление – верлибр. С французского верлибр (vers libre) дословно переводится как «свободный стих». Прочитайте верлибр Афанасия Фета и подумайте, от чего «свободны» его строки.
- 5. Герои произведений Антона Павловича Чехова часто носят говорящие фамилии и поэтому хорошо запоминаются. Соотнесите фамилию героя и произведение, в котором она присутствует. Обратите внимание: одна фамилия лишняя!
- 6. Вы прекрасно знаете, что каждому роду литературы свойственны определенные «внешние» черты и особенности содержания. Например, для эпоса характерны повествовательность и отсутствие рифмы, а для драмы – наличие острого конфликта. Перед вами отрывок из произведения на французском языке. Попробуйте, опираясь лишь на внешние особенности текста (шрифт, расположение строк и слов и т.д.), предположить, к какому роду литературы он относится.
- 7. Часто, не успев подготовиться к уроку по литературе как следует, мы с надеждой обращаемся к кратким содержаниям произведений. Определите по ОЧЕНЬ краткому содержанию, о каком произведении идет речь. Напишите фамилию автора и название произведения без кавычек и с заглавной буквы. «На одну семью одна за другой сыплются несчастья и болезни. Отец семейства даже думает о самоубийстве, но ему встречается врач, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем».
- 8. Перед вами фрагмент, взятый из повести Льва Толстого «Детство». Определите, какой вид художественного описания, помогающий раскрыть окружающий и внутренний мир героя, преобладает в этом отрывке.
- 9. Прочитайте отрывок из повести И.С. Тургенева «Бежин луг» и соотнесите выделенные цифрами места со средствами художественной выразительности, которые им соответствуют.
1. Перед вами портреты известных русских литературных деятелей. Догадайтесь, кто на них изображен, и расположите их на хронологической линейке «по старшинству» (от старшего к младшему).

2. Учитель дал задание своим ученикам – сложить из отдельных строчек строфу одного известного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Посмотрите, как они справились, и определите, какой тип рифмовки получился в созданной ими строфе.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Или друзей клевета ядовитая?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Ответ: Кольцевая рифмовка (другие названия: опоясанная, охватная) — это способ организации рифм в произведении, при котором первая строчка рифмуется с четвёртой, а вторая — с третьей.
3. Произведение одного известного автора попало в «облако слов» и превратилось в набор отдельных слов и словосочетаний, ключевых для этого текста. Определите, что это за произведение, и найдите автора, который его написал.

- А.С. Пушкин
- М.Ю. Лермонтов
- Н.В. Гоголь
- Н.А. Некрасов
Ответ: «Песнь о вещем Олеге»
4. В поэзии существует интересное явление – верлибр. С французского верлибр (vers libre) дословно переводится как «свободный стих». Прочитайте верлибр Афанасия Фета и подумайте, от чего «свободны» его строки.
Ночью как-то вольнее дышать мне,
Как-то просторней…
Даже в столице не тесно!
Окна растворишь:
Тихо и чутко
Плывет прохладительный воздух.
А небо? А месяц?
О, этот месяц-волшебник!
Как будто бы кровли
Покрыты зеркальным стеклом,
Шпили и кресты – бриллианты;
А там, за луной, небосклон —
Чем дальше – светлей и прозрачней.
Смотришь – и дышишь,
И слышишь дыханье свое,
И бой отдаленных часов,
Да крик часового,
Да изредка стук колеса
Или пение вестника утра.
Вместе с зарею и сон налетает на вежды,
Светел, как призрак.
Голову клонит, – а жаль от окна
Оторваться!
- от метра и рифмы
- от строфики и звукописи
- от анафоры и повторов
- от рифмы и многосоюзия
- от эпитетов и рифмы
5. Герои произведений Антона Павловича Чехова часто носят говорящие фамилии и поэтому хорошо запоминаются. Соотнесите фамилию героя и произведение, в котором она присутствует. Обратите внимание: одна фамилия лишняя!
«Лошадиная фамилия»
«Смерть чиновника»
«Хамелеон»
- Земляника — фамилия лишняя
- Бризжалов — «Смерть чиновника»
- Хрюкин — «Хамелеон»
- Овсов — «Лошадиная фамилия»
6. Вы прекрасно знаете, что каждому роду литературы свойственны определенные «внешние» черты и особенности содержания. Например, для эпоса характерны повествовательность и отсутствие рифмы, а для драмы – наличие острого конфликта. Перед вами отрывок из произведения на французском языке. Попробуйте, опираясь лишь на внешние особенности текста (шрифт, расположение строк и слов и т.д.), предположить, к какому роду литературы он относится.
L’ALBATROSSouvent, pour s’amuser, les hommes d’equipage
Prennent des albatros, vastes oiseaux des mers,
Qui suivent, indolents compagnons de voyage,
Le navire glissant sur les gouffres amers.
Ce voyageur aile, comme il est gauche et veule!
Lui, naguere si beau, qu’il est comique et laid!L’un agace son bec avec un brule–gueule,
L’autre mime, en boitant, l’infirme qui volait!
A peine les ont-ils deposes sur les planches,
Que ces rois de l’azur, maladroits et honteux,
Laissent piteusement leurs grandes ailes blanches
Comme des avirons trainer a cote d’eux.
- драма
- эпос
- лирика
7. Часто, не успев подготовиться к уроку по литературе как следует, мы с надеждой обращаемся к кратким содержаниям произведений. Определите по ОЧЕНЬ краткому содержанию, о каком произведении идет речь. Напишите фамилию автора и название произведения без кавычек и с заглавной буквы. «На одну семью одна за другой сыплются несчастья и болезни. Отец семейства даже думает о самоубийстве, но ему встречается врач, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем».
Укажите фамилию автора. Укажите название произведения. В качестве ответа укажите НЕ БОЛЕЕ 2 слов в именительном падеже ЧЕРЕЗ пробел, БЕЗ знаков препинания и дополнительных символов, например: Осенняя соната
Ответ: Куприн Чудесный доктор
8. Перед вами фрагмент, взятый из повести Льва Толстого «Детство». Определите, какой вид художественного описания, помогающий раскрыть окружающий и внутренний мир героя, преобладает в этом отрывке.
«Последняя стена была занята тремя окошками. Вот какой был вид из них: прямо под окнами дорога, на которой каждая выбоина, каждый камешек, каждая колея давно знакомы и милы мне; за дорогой — стриженая липовая аллея, из-за которой кое-где виднеется плетеный частокол; через аллею виден луг, с одной стороны которого гумно, а напротив лес; далеко в лесу видна избушка сторожа»
Ответ: пейзажное описание
9. Прочитайте отрывок из повести И.С. Тургенева «Бежин луг» и соотнесите выделенные цифрами места со средствами художественной выразительности, которые им соответствуют.
В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то (1) трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами (2) гуляют по дорогам через пашню. Между тем ночь приближалась и росла, (3) как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины (4) лилась темнота трогательной гуляют по дорогам через пашню как грозовая туча лилась темнота
- олицетворение — 2
- литота
- метафора -4
- гипербола
- эпитет — 1
- сравнение — 3
