- 1. Прочитайте текст, выполните задания к нему.
- Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива.
- Выберите исходное слово из текста.
- 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Внезапно тяжёлая дверь раскрылась. Все дамы повернулись в креслах и улыбнулись. Юная мисс вошла в комнату. На ней было элегантное платье, а в руках она держала тонкую книгу. Её нежная улыбка осветила всё вокруг. Девушка села в мягкое кресло. Она открыла книгу на первой странице. Вдруг музыка заполнила пространство. Это две сестры начали играть на фортепиано в четыре руки. Музыка их была прекрасна, и вскоре весь дом пришёл послушать эту композицию.
- 3. Один лингвист решил выписывать в таблицу из текста словосочетания, где оба слова имеют женский род / стоят в форме женского рода. В результате у него получилась такая таблица.
- Найдите ошибки в таблице, укажите номера лишних строк.
- Заполните пропуски (1), (2), (3), (4) подходящими словосочетаниями из ТОГО ЖЕ текста.
- 4. Прочитайте текст и выполните задания. И о питьи потому же наказъ надобет от государя ключнику, какое питье носити про государя и государыне и про семью, и про гость, – и то все чинити и дѣлати и отдавати по государеву наказу, а о всякомъ обиходе ключнику государя по вся утра спрашиватися о естьвѣ и о питье. Государю съ женою о томъ о всяком обиходе в домашнемъ советовати и ключнику наказывати, какъ челядь кормити по вся дни: хлѣбъ решетной, шти да каша с ветчиною житкая, а игда густая с саломъ, переменяя часто, мяса как лучится дадут к обѣду, а в неделю и в празники иногды пироги, а иногды кисель, а иногды блины или иная какая ества; а у вужины шти да молоко или каша…
- 5. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «празники», «посные»?
- 6. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «житкая»?
- 7. Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.
- 8. Какое из слов текста имеет омограф (омографы − это слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся значением и произношением)?
- 9. В тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y может называть местность, расположенную в полосе жаркого климата, а слово Z (сущ., м. р.) обозначает человека, местом жительства или происхождения которого является Y. Отметьте слово, которое является словом Х.
1. Прочитайте текст, выполните задания к нему.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок
Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива.
(1) Общепринятый порядок, традиция, ритуал (сущ. м. р., 6 букв)
(2) Такой обычно является басня, таким может быть рассказ, притча, ситуация, событие, пример (прилагательное, 11 букв)
(3) Система знаний из какой-то сферы деятельности (сущ. ж. р., 5 букв)
(4) Исключительный, невероятный, выдающийся (талант, событие) (прилагательное, 11 букв)
(5) Притерпеться, приспособиться (приставочный глагол совершенного вида, 10 букв)
(6) Книга для школьника или студента (сущ. м. р.)
Ответ: 1. Обычай 2. Поучительный 3. Наука 4. Необычайный 5. Свыкнуться 6. Учебник
Выберите исходное слово из текста.
обыкновенно
дитя
откровенно
годовых
тщеславный
своенравной
Ответ: обыкновенно
2. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Внезапно тяжёлая дверь раскрылась. Все дамы повернулись в креслах и улыбнулись. Юная мисс вошла в комнату. На ней было элегантное платье, а в руках она держала тонкую книгу. Её нежная улыбка осветила всё вокруг. Девушка села в мягкое кресло. Она открыла книгу на первой странице. Вдруг музыка заполнила пространство. Это две сестры начали играть на фортепиано в четыре руки. Музыка их была прекрасна, и вскоре весь дом пришёл послушать эту композицию.
3. Один лингвист решил выписывать в таблицу из текста словосочетания, где оба слова имеют женский род / стоят в форме женского рода. В результате у него получилась такая таблица.
| Номер | Главное | Зависимое |
| 1 | дверь | тяжёлая |
| 2 | книгу | тонкую |
| 3 | улыбка | нежная |
| 4 | странице | первой |
| 5 | музыка | прекрасна |
| 6 | четыре | руки |
| 7 | композицию | эту |
| 8 | (1) | (2) |
| 9 | (3) | (4) |
Найдите ошибки в таблице, укажите номера лишних строк.
Ответ: 5,6
Заполните пропуски (1), (2), (3), (4) подходящими словосочетаниями из ТОГО ЖЕ текста.
Ответ: мисс юная, две сестры
4. Прочитайте текст и выполните задания. И о питьи потому же наказъ надобет от государя ключнику, какое питье носити про государя и государыне и про семью, и про гость, – и то все чинити и дѣлати и отдавати по государеву наказу, а о всякомъ обиходе ключнику государя по вся утра спрашиватися о естьвѣ и о питье. Государю съ женою о томъ о всяком обиходе в домашнемъ советовати и ключнику наказывати, какъ челядь кормити по вся дни: хлѣбъ решетной, шти да каша с ветчиною житкая, а игда густая с саломъ, переменяя часто, мяса как лучится дадут к обѣду, а в неделю и в празники иногды пироги, а иногды кисель, а иногды блины или иная какая ества; а у вужины шти да молоко или каша…
5. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «празники», «посные»?
мена звуков (изменение звуков в зависимости от их позиции в слове).
оглушение согласных на конце
упрощение группы согласных
ассимиляция по глухости / оглушение в комбинации звуков
ассимиляция по звонкости / озвончение в комбинации звуков
редукция гласных
Ответ: упрощение группы согласных
6. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «житкая»?
оглушение согласных на конце
мена звуков
упрощение группы согласных
ассимиляция по глухости / оглушение в комбинации звуков
ассимиляция по звонкости / озвончение в комбинации звуков
редукция гласных
Ответ: ассимиляция по глухости
7. Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.
| Слова из текста | Варианты перевода |
| чинити | в воскресенье |
| наказывати | устранять поломку |
| ества | еда |
| шти | в понедельник |
| лучится | получится, придётся |
| в неделю | штрафовать, подвергать наказанию |
| листва | |
| щи | |
| отдавать распоряжение | |
| в течение семи дней | |
| выполнять, делать | |
| светится | |
| чти, почитай |
Ответ: чинити — выполнять, делать; наказывати — отдавать распоряжение; ества — еда; шти — щи; лучится — получится, придётся; в неделю — в воскресенье
8. Какое из слов текста имеет омограф (омографы − это слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся значением и произношением)?
питье
чинити
государя
обиходе
ключнику
каша
иногды
пироги
кисель
вужины
Ответ: питье
9. В тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y может называть местность, расположенную в полосе жаркого климата, а слово Z (сущ., м. р.) обозначает человека, местом жительства или происхождения которого является Y. Отметьте слово, которое является словом Х.
Запишите слово Y в начальной форме.
Запишите слово Z в начальной форме.
питье
чинити
государя
обиходе
ключнику
каша
иногды
пироги
кисель
вужины
Ответ: вужины, юг, южанин
