Ответы на вопросы Олимпиада ВСОШ по Русскому языку 7-8 класс г. Москва

Содержание
  1. 1. Прочитайте текст, выполните задания к нему.
  2. Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива.
  3. Выберите исходное слово из текста.
  4. 2. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Внезапно тяжёлая дверь раскрылась. Все дамы повернулись в креслах и улыбнулись. Юная мисс вошла в комнату. На ней было элегантное платье, а в руках она держала тонкую книгу. Её нежная улыбка осветила всё вокруг. Девушка села в мягкое кресло. Она открыла книгу на первой странице. Вдруг музыка заполнила пространство. Это две сестры начали играть на фортепиано в четыре руки. Музыка их была прекрасна, и вскоре весь дом пришёл послушать эту композицию.
  5. 3. Один лингвист решил выписывать в таблицу из текста словосочетания, где оба слова имеют женский род / стоят в форме женского рода. В результате у него получилась такая таблица.
  6. Найдите ошибки в таблице, укажите номера лишних строк.
  7. Заполните пропуски (1), (2), (3), (4) подходящими словосочетаниями из ТОГО ЖЕ текста.
  8. 4. Прочитайте текст и выполните задания. И о питьи потому же наказъ надобет от государя ключнику, какое питье носити про государя и государыне и про семью, и про гость, – и то все чинити и дѣлати и отдавати по государеву наказу, а о всякомъ обиходе ключнику государя по вся утра спрашиватися о естьвѣ и о питье. Государю съ женою о томъ о всяком обиходе в домашнемъ советовати и ключнику наказывати, какъ челядь кормити по вся дни: хлѣбъ решетной, шти да каша с ветчиною житкая, а игда густая с саломъ, переменяя часто, мяса как лучится дадут к обѣду, а в неделю и в празники иногды пироги, а иногды кисель, а иногды блины или иная какая ества; а у вужины шти да молоко или каша…
  9. 5. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «празники», «посные»?
  10. 6. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «житкая»?
  11. 7. Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.
  12. 8. Какое из слов текста имеет омограф (омографы − это слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся значением и произношением)?
  13. 9. В тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y может называть местность, расположенную в полосе жаркого климата, а слово Z (сущ., м. р.) обозначает человека, местом жительства или происхождения которого является Y. Отметьте слово, которое является словом Х.

1. Прочитайте текст, выполните задания к нему.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.
А. С. Пушкин «Осень». Отрывок

Одному из выделенных в тексте слов по его историческому корню родственными будут слова 1–6. Запишите эти слова в соответствующие поля в начальной форме, если не указано иного, т. е. для существительных – в форме Им. п. ед. ч., для прилагательных – в форме Им. п. ед. ч. м. р., для глаголов – в форме инфинитива.

(1) Общепринятый порядок, традиция, ритуал (сущ. м. р., 6 букв)
(2) Такой обычно является басня, таким может быть рассказ, притча, ситуация, событие, пример (прилагательное, 11 букв)
(3) Система знаний из какой-то сферы деятельности (сущ. ж. р., 5 букв)
(4) Исключительный, невероятный, выдающийся (талант, событие) (прилагательное, 11 букв)
(5) Притерпеться, приспособиться (приставочный глагол совершенного вида, 10 букв)
(6) Книга для школьника или студента (сущ. м. р.)

Ответ:  1. Обычай 2. Поучительный 3. Наука  4. Необычайный 5. Свыкнуться 6. Учебник

Выберите исходное слово из текста.

обыкновенно
дитя
откровенно
годовых
тщеславный
своенравной

Ответ: обыкновенно 

2. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Внезапно тяжёлая дверь раскрылась. Все дамы повернулись в креслах и улыбнулись. Юная мисс вошла в комнату. На ней было элегантное платье, а в руках она держала тонкую книгу. Её нежная улыбка осветила всё вокруг. Девушка села в мягкое кресло. Она открыла книгу на первой странице. Вдруг музыка заполнила пространство. Это две сестры начали играть на фортепиано в четыре руки. Музыка их была прекрасна, и вскоре весь дом пришёл послушать эту композицию.

3. Один лингвист решил выписывать в таблицу из текста словосочетания, где оба слова имеют женский род / стоят в форме женского рода. В результате у него получилась такая таблица.

Номер Главное Зависимое
1 дверь тяжёлая
2 книгу тонкую
3 улыбка нежная
4 странице первой
5 музыка прекрасна
6 четыре руки
7 композицию эту
8 (1) (2)
9 (3) (4)

Найдите ошибки в таблице, укажите номера лишних строк.

Ответ: 5,6

Заполните пропуски (1), (2), (3), (4) подходящими словосочетаниями из ТОГО ЖЕ текста.

Ответ: мисс юная, две сестры

4. Прочитайте текст и выполните задания. И о питьи потому же наказъ надобет от государя ключнику, какое питье носити про государя и государыне и про семью, и про гость, – и то все чинити и дѣлати и отдавати по государеву наказу, а о всякомъ обиходе ключнику государя по вся утра спрашиватися о естьвѣ и о питье. Государю съ женою о томъ о всяком обиходе в домашнемъ советовати и ключнику наказывати, какъ челядь кормити по вся дни: хлѣбъ решетной, шти да каша с ветчиною житкая, а игда густая с саломъ, переменяя часто, мяса как лучится дадут к обѣду, а в неделю и в празники иногды пироги, а иногды кисель, а иногды блины или иная какая ества; а у вужины шти да молоко или каша…

5. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «празники», «посные»?

мена звуков (изменение звуков в зависимости от их позиции в слове).
оглушение согласных на конце
упрощение группы согласных
ассимиляция по глухости / оглушение в комбинации звуков
ассимиляция по звонкости / озвончение в комбинации звуков
редукция гласных

Ответ: упрощение группы согласных

6. Какой фонетический процесс отражён в написании слов «житкая»?

оглушение согласных на конце
мена звуков
упрощение группы согласных
ассимиляция по глухости / оглушение в комбинации звуков
ассимиляция по звонкости / озвончение в комбинации звуков
редукция гласных

Ответ: ассимиляция по глухости

7. Соотнесите слова из текста с вариантами их перевода. Обратите внимание, что среди вариантов перевода есть лишние.

Слова из текста Варианты перевода
чинити в воскресенье
наказывати устранять поломку
ества еда
шти в понедельник
лучится получится, придётся
в неделю штрафовать, подвергать наказанию
листва
щи
отдавать распоряжение
в течение семи дней
выполнять, делать
светится
чти, почитай

Ответ: чинити — выполнять, делать; наказывати — отдавать распоряжение; ества — еда; шти — щи; лучится — получится, придётся; в неделю — в воскресенье

8. Какое из слов текста имеет омограф (омографы − это слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся значением и произношением)?

питье
чинити
государя
обиходе
ключнику
каша
иногды
пироги
кисель
вужины

Ответ: питье

9. В тексте встречаем слово Х, которое исторически родственно словам современного русского языка Y и Z. При этом слово Y может называть местность, расположенную в полосе жаркого климата, а слово Z (сущ., м. р.) обозначает человека, местом жительства или происхождения которого является Y. Отметьте слово, которое является словом Х.

Запишите слово Y в начальной форме.
Запишите слово Z в начальной форме.
питье
чинити
государя
обиходе
ключнику
каша
иногды
пироги
кисель
вужины

Ответ: вужины, юг, южанин

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ответы на вопросы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: