Ответы на вопросы Турнир Ломоносова по биологии 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс

Содержание
  1. 1. Лишайники являются симбиозом двух или более организмов, одним из которых обязательно является гриб (микобионт), а другими – одноклеточные водоросли или цианобактерии (фотобионт). Микобионт в данном сожительстве без фотобионта долго существовать не может, а организмы, являющиеся фотобионтами, в лишайниках могут жить отдельно от микобионта. Микобионт чаще всего относится к аскомицетам, изредка к базидиомицетам или дейтеромицетам (несовершенным грибам без полового размножения). Фотобионт чаще всего представлен зёлеными водорослями, реже цианобактериями, изредка также желто-зелеными (ксантофитовыми) и бурыми водорослями.
  2. Лишайники очень важны для экосистем в тундрах, а также в высокогорье: и там, и там они могут закрывать большую часть почвы – такие лишайники называются эпигейными. В умеренной зоне такое бывает очень редко, зато много лишайников, покрывающих стволы и ветви деревьев (такие лишайники называются эпифитными). В горах и в местах с выходом скальных горных пород много лишайников, обитающих на камнях. Такие лишайники называются эпилитными. Выберите верные утверждения:
  3. 2. (для школьников 6–8 классов) Большинство растений, экологически относящихся к деревьям, имеют вторичное утолщение стебля за счёт развития камбия, вторичной ксилемы и флоэмы. Это представители голосеменных и двудольных цветковых растений. Однако у некоторых деревьев толстый и прочный ствол развивается за счёт других тканей, например, склеренхимы, листовых чешуй, отвердевания основных тканей и так далее. Из списка деревьев выберите тех, у которых произошло вторичное утолщение стебля и ствол состоит по большей части из вторичных ксилемы и флоэмы, образовавшихся из камбия.
  4. При вторичном утолщении стебля из камбия образуется вторичная флоэма наружу от него, а вторичная ксилема (она же древесина) – вовнутрь. Каждый год образуется новый слой древесины. Весной, в начале роста, откладывается больше проводящей ткани (тонкая, рыхлая, внутри), а позже (летом и осенью) — механических тканей (толстая, твёрдая, снаружи). Поэтому в сезонном климате образуются отчётливые годичные кольца за счёт осенних слоёв древесины. Древесина со временем отмирает.
  5. 3. (для школьников 6–9 классов) У представителей типа Членистоногие существует несколько принципиально разных органов дыхания. Некоторые мелкие представители могут не иметь специальных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У ракообразных и мечехвостов имеются жабры, представляющие из себя выросты конечностей. Такие жабры забирают кислород, растворённый в воде, и передают его в гемолимфу, которая и разносит его по телу.
  6. 4. (для школьников 7–11 классов) Наружный скелет беспозвоночных может иметь разное строение и быть образован различными химическими веществами. Скелет может быть известковый, может быть просто хитиновый, а может быть из хитина с известью. Если наружный скелет – это кутикула, она чаще всего белковая, прежде всего из коллагена. У кого-то, как у турбеллярий или слизней, никакого наружного скелета и вовсе нет. Раковину мы тоже считаем скелетом. Укажите основное вещество, из которого состоит скелет данных животных.
  7. У различных групп членистоногих, вышедших на сушу (однако не у всех), независимо образовался самый наружный слой кутикулы – эпикутикула. Он не имеет хитина и состоит из белков, жиров и восков и необходим для предотвращения высыхания организма в сухой воздушной среде. При этом у вторичноводных членистоногих этот слой утратился. Выберите тех членистоногих, у кого имеется эпикутикула:
  8. 5. (для школьников 7–11 классов) Многие особенности строения и физиологии птиц возникли как адаптация к полёту. Однако многое им просто досталось от предков – рептилий, а именно динозавров. Какая-то часть особенностей возникла уже независимо от динозавров, но не является прямой адаптацией к полёту. Обычно адаптации к полёту включают в себя уменьшение веса организма и его отдельных органов, повышение уровня и скорости обмена веществ, развитие крыльев и вспомогательных структур непосредственно для полёта, улучшение зрения и чувства равновесия. Выберите верные утверждения, исходя из вышеизложенной информации и ранее полученных знаний:
  9. 6. (для школьников 8–11 классов) Инвазивные организмы – это такие виды, что прибыли из другого географического региона, влились в неприспособленную к ним экосистему, зато подходящую им, и вредят ей, уменьшая биоразнообразие. Чем экосистема менее устойчива и менее богатая, тем инвазивные виды там опаснее. Часть из них завезена человеком специально, например, для охоты, такие виды называются интродуцированными. Другие же попали с человеком, но случайно – с посадочным материалом, продуктами питания, на наземном и водном транспорте, или же путём побега из неволи или закрытого грунта.
  10. 7. (для школьников 9–11 классов) Белки в клетках имеют четыре типа структуры первичную, вторичную, третичную и четвертичную. Первичная определяется последовательностью аминокислот (изначально нуклеотидов в гене, кодирующем данный белок), остальные типы – первичной структурой белка. Вторичная структура представляет из себя прежде всего альфа-спирали и бета-листы, в которых аминокислоты белков соединяются ещё и водородными связями.
  11. 8. (для школьников 9–11 классов) Витамины – это различные по химической природе низкомолекулярные органические вещества, без наличия которых в пище в достаточном количестве у человека начинается физиологические проблемы. Витамины часто являются составными частями коферментов или каких-то небелковых соединений, необходимых для нормального функционирования тех или иных структур организма. При недостатке какого-то витамина возникает сначала его гиповитаминоз, а затем авитаминоз, последний может окончиться смертью. При избытке витамина возникает гипервитаминоз. Ранее из-за скудности питания и его однообразия некоторые гипо- и авитаминозы были нередки, сейчас в развитых странах такие болезни ушли в прошлое. При сбалансированном и разнообразном питании нет необходимости принимать витамины отдельно в таблетках. Витамины делятся на жирорастворимые (С и группа B) и водорастворимые (A, D, E, K). Выберите верные утверждения, исходя из вышеизложенной информации и ранее полученных знаний:
  12. 9. (для школьников 7–10 классов) Иммунитет – это способ защиты организма от чужеродных объектов. Занимается им иммунная система. Она представлена лейкоцитами: лимфоцитами, моноцитами, макрофагами, нейтрофилами, базофилами, эозинофилами, а также органами, в которых происходит развитие этих клеток крови: селезенка, костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунитет бывает неспецифический, направленный против любого чужеродного вещества (антигена). Он проявляется в виде гуморального, за счет продукции бактерицидных веществ, и клеточного, в результате которого осуществляется фагоцитоз и цитотоксический эффект. Также существует и специфический иммунитет, направленный против определенного чужеродного вещества.

1. Лишайники являются симбиозом двух или более организмов, одним из которых обязательно является гриб (микобионт), а другими – одноклеточные водоросли или цианобактерии (фотобионт). Микобионт в данном сожительстве без фотобионта долго существовать не может, а организмы, являющиеся фотобионтами, в лишайниках могут жить отдельно от микобионта. Микобионт чаще всего относится к аскомицетам, изредка к базидиомицетам или дейтеромицетам (несовершенным грибам без полового размножения). Фотобионт чаще всего представлен зёлеными водорослями, реже цианобактериями, изредка также желто-зелеными (ксантофитовыми) и бурыми водорослями.

Существуют также актинолишайники, чей микобионт составлен из бактерий актиномицетов, мы их в данной задаче не рассматриваем и настоящими лишайниками не считаем. Гриб в лишайнике образует слоевище, оно же таллом, внутри которого располагается фотобионт. Таллом бывает трёх основных типов – кустистым, листоватым или накипным. Микобионт – это многолетний организм, чаще всего растущий медленно. По данным недавних исследований оказалось, что в состав очень многих кустистых и листоватых лишайников кроме гриба-аскомицета и зелёной водоросли входит третий компонент — базидиомицетовые дрожжи.

Это открытие показывает взаимоотношения между компонентами лишайников ещё более сложными. Лишайники могут размножаться как вегетативным путём – за счёт отделения небольших кусочков таллома с водорослями внутри, такие кусочки называются соредии, – так и половым путём, когда микобионт образует споры на своих плодовых телах и из них сначала развиваются новые грибы, которые затем получают с ветром или водой необходимые им водоросли. Выберите верные утверждения, исходя из вышеизложенной информации и ранее полученных знаний.

Ответ: 1, 2, 5, 6, 8, 9

Лишайники очень важны для экосистем в тундрах, а также в высокогорье: и там, и там они могут закрывать большую часть почвы – такие лишайники называются эпигейными. В умеренной зоне такое бывает очень редко, зато много лишайников, покрывающих стволы и ветви деревьев (такие лишайники называются эпифитными). В горах и в местах с выходом скальных горных пород много лишайников, обитающих на камнях. Такие лишайники называются эпилитными. Выберите верные утверждения:

Ответ: 1, 4, 6, 7, 8

2. (для школьников 6–8 классов) Большинство растений, экологически относящихся к деревьям, имеют вторичное утолщение стебля за счёт развития камбия, вторичной ксилемы и флоэмы. Это представители голосеменных и двудольных цветковых растений. Однако у некоторых деревьев толстый и прочный ствол развивается за счёт других тканей, например, склеренхимы, листовых чешуй, отвердевания основных тканей и так далее. Из списка деревьев выберите тех, у которых произошло вторичное утолщение стебля и ствол состоит по большей части из вторичных ксилемы и флоэмы, образовавшихся из камбия.

Ответ: Лиственница сибирская, Акация, Дуб, Гинкго

При вторичном утолщении стебля из камбия образуется вторичная флоэма наружу от него, а вторичная ксилема (она же древесина) – вовнутрь. Каждый год образуется новый слой древесины. Весной, в начале роста, откладывается больше проводящей ткани (тонкая, рыхлая, внутри), а позже (летом и осенью) — механических тканей (толстая, твёрдая, снаружи). Поэтому в сезонном климате образуются отчётливые годичные кольца за счёт осенних слоёв древесины. Древесина со временем отмирает.

Живые, наружные слои древесины называются заболонь, по ним и идёт транспорт воды и минеральных веществ. Внутренняя и уже мертвая древесина называется ядром ствола. Она, как правило, имеет более тёмный цвет, чем заболонь. В самом центре ствола находится маленький кусочек основной ткани или сердцевина. Некоторые деревья, например, берёза и осина имеют только слой заболони, их древесина не отмирает. Кора – это всё, что находится снаружи от древесины, она имеет сложное строение и состоит из вторичной флоэмы, пробки и других тканей. Выберите верные утверждения, используя в том числе и предоставленную иллюстрацию:

турнир ломоносова по биологии 2025

Ответ: 1, 3, 6, 9, 10

3. (для школьников 6–9 классов) У представителей типа Членистоногие существует несколько принципиально разных органов дыхания. Некоторые мелкие представители могут не иметь специальных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У ракообразных и мечехвостов имеются жабры, представляющие из себя выросты конечностей. Такие жабры забирают кислород, растворённый в воде, и передают его в гемолимфу, которая и разносит его по телу.

У части паукообразных есть лёгкие, функционирующие как у позвоночных – они дышат в атмосфере и кислород из лёгких разносится гемолимфой. Так же функционируют и псевдотрахеи части мокриц. У энтогнат, насекомых, многоножек и части паукообразных имеются трахеи, представляющие из себя трубки, пронизывающие всё тело и доставляющие кислород напрямую к органам, минуя гемолимфу. Наконец, у личинок некоторых водных насекомых имеются специальные трахейные жабры, которые берут кислород, растворённый в воде и передают его не в гемолимфу, а в трахеи. Соотнесите органы дыхания, присущие данным животным:

Трахейные жабры: Светлячок, Личинка подёнки, Личинка майского жука, Обыкновенная костянка.

Лёгкие: Иксодовый клещ, Паук-птицеед, Скорпион, Кивсяк

Жабры: Водяной ослик,  Бокоплав, Щитень, Личинка малярийного комара, Личинка стрекозы, Артемия, Мечехвост

4. (для школьников 7–11 классов) Наружный скелет беспозвоночных может иметь разное строение и быть образован различными химическими веществами. Скелет может быть известковый, может быть просто хитиновый, а может быть из хитина с известью. Если наружный скелет – это кутикула, она чаще всего белковая, прежде всего из коллагена. У кого-то, как у турбеллярий или слизней, никакого наружного скелета и вовсе нет. Раковину мы тоже считаем скелетом. Укажите основное вещество, из которого состоит скелет данных животных.

Ответы:

У различных групп членистоногих, вышедших на сушу (однако не у всех), независимо образовался самый наружный слой кутикулы – эпикутикула. Он не имеет хитина и состоит из белков, жиров и восков и необходим для предотвращения высыхания организма в сухой воздушной среде. При этом у вторичноводных членистоногих этот слой утратился. Выберите тех членистоногих, у кого имеется эпикутикула:

Ответ: Саранча, Пальмовый вор, Мухоловка обыкновенная, Кивсяк, Сенокосец

5. (для школьников 7–11 классов) Многие особенности строения и физиологии птиц возникли как адаптация к полёту. Однако многое им просто досталось от предков – рептилий, а именно динозавров. Какая-то часть особенностей возникла уже независимо от динозавров, но не является прямой адаптацией к полёту. Обычно адаптации к полёту включают в себя уменьшение веса организма и его отдельных органов, повышение уровня и скорости обмена веществ, развитие крыльев и вспомогательных структур непосредственно для полёта, улучшение зрения и чувства равновесия. Выберите верные утверждения, исходя из вышеизложенной информации и ранее полученных знаний:

Посмотрите на картинку и соотнесите термины:

 

6. (для школьников 8–11 классов) Инвазивные организмы – это такие виды, что прибыли из другого географического региона, влились в неприспособленную к ним экосистему, зато подходящую им, и вредят ей, уменьшая биоразнообразие. Чем экосистема менее устойчива и менее богатая, тем инвазивные виды там опаснее. Часть из них завезена человеком специально, например, для охоты, такие виды называются интродуцированными. Другие же попали с человеком, но случайно – с посадочным материалом, продуктами питания, на наземном и водном транспорте, или же путём побега из неволи или закрытого грунта.

Изредка вид может попасть в другой регион и там стать инвазивным и без участия человека. Как правило, наиболее опасны и хорошо приживаются виды из той же природной зоны, в которую они попали. В Евразии очень много инвазивных видов из Северной Америки и наоборот. Бороться с инвазивными видами сложно, хотя иногда удаётся успешно завезти организмов, поедающих только его или заразить опасными болезнями/паразитами. Выберите верные утверждения, исходя из вышеизложенной информации и ранее полученных знаний.

Кроликов в Австралии ранее в огромных количествах употребляли в пищу и поставляли кроличье мясо в другие страны. Однако, теперь этого не происходит. Подумайте, почему это так, учитывая, как именно люди боролись с кроликами в Австралии и какие методы оказались наиболее успешными. Выберите один правильный ответ.

7. (для школьников 9–11 классов) Белки в клетках имеют четыре типа структуры первичную, вторичную, третичную и четвертичную. Первичная определяется последовательностью аминокислот (изначально нуклеотидов в гене, кодирующем данный белок), остальные типы – первичной структурой белка. Вторичная структура представляет из себя прежде всего альфа-спирали и бета-листы, в которых аминокислоты белков соединяются ещё и водородными связями.

Третичная структура белка представляет собой глобулы из альфа-спиралей и бета-листов, в которых аминокислоты соединяются уже большим видом связей, как водородными, так и ковалентными и ионными, также имеют место гидрофобные и гидрофильные взаимодействия. В четвертичной структуре несколько глобул соединяются в одну, иногда к ним присоединяется какой-то небелковый компонент. При нагревании или контакте с сильнодействующими химическими веществами белок денатурирует и возвращается к своей первичной структуре, при этом он теряет свойства, которые были у структур выше первичной. Выберите верные утверждения, исходя из вышеизложенной информации и ранее полученных знаний.

Аминокислота, благодаря которой возникают дисульфидные мостики, называется

8. (для школьников 9–11 классов) Витамины – это различные по химической природе низкомолекулярные органические вещества, без наличия которых в пище в достаточном количестве у человека начинается физиологические проблемы. Витамины часто являются составными частями коферментов или каких-то небелковых соединений, необходимых для нормального функционирования тех или иных структур организма. При недостатке какого-то витамина возникает сначала его гиповитаминоз, а затем авитаминоз, последний может окончиться смертью. При избытке витамина возникает гипервитаминоз. Ранее из-за скудности питания и его однообразия некоторые гипо- и авитаминозы были нередки, сейчас в развитых странах такие болезни ушли в прошлое. При сбалансированном и разнообразном питании нет необходимости принимать витамины отдельно в таблетках. Витамины делятся на жирорастворимые (С и группа B) и водорастворимые (A, D, E, K). Выберите верные утверждения, исходя из вышеизложенной информации и ранее полученных знаний:

турнир ломоносова по биологии 2025

Именно такое излучение вызывает у человека синтез витамина D3 в коже:

9. (для школьников 7–10 классов) Иммунитет – это способ защиты организма от чужеродных объектов. Занимается им иммунная система. Она представлена лейкоцитами: лимфоцитами, моноцитами, макрофагами, нейтрофилами, базофилами, эозинофилами, а также органами, в которых происходит развитие этих клеток крови: селезенка, костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунитет бывает неспецифический, направленный против любого чужеродного вещества (антигена). Он проявляется в виде гуморального, за счет продукции бактерицидных веществ, и клеточного, в результате которого осуществляется фагоцитоз и цитотоксический эффект. Также существует и специфический иммунитет, направленный против определенного чужеродного вещества.

Специфический иммунитет тоже реализуется в двух формах — гуморальный (продукция антител В-лимфоцитами и плазматическими клетками, образующимися из В-лимфоцитов) и клеточный, который реализуется главным образом с помощью Т-лимфоцитов. Неспецифический иммунитет является врожденным и осуществляется с участием всех лейкоцитов, кроме лимфоцитов. Специфический иммунитет бывает врожденным и приобретенным, который в свою очередь бывает активным и пассивным, в последнем случае организм получает антитела от другого организма – от матери через плаценту или в виде сыворотки. Специфический иммунитет осуществляется Т- и В-лимфоцитами. Долговременный иммунитет обеспечивается лимфоцитами, называемыми клетками памяти, которые хранят информацию об уже «виденных» антигенах. Выберите верные утверждения, исходя из вышеизложенной информации и ранее полученных знаний.

Как называется тип заболевания, при которых иммунитет обращается против собственного организма (в единственном числе: заболевание):

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ответы на вопросы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: